Потребители настаивают на технологическом и ценовом аудите инвестпроектов монополий

26 ноября 2019 г., вторник

По данным издания "Коммерсантъ", ассоциация "Сообщество потребителей энергии" (объединяет крупные промышленные предприятия) 21 ноября направило письмо заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку с предложением постепенно расширить число объектов, в отношении которых должен проводиться публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА). Сейчас независимые аудиторы проверяют только проекты госкомпаний дороже 1,5 млрд руб. Глава ассоциации Василий Киселев предлагает постепенно снизить стоимостный порог для проведения ТЦА в три раза: с 2020 года начать проверки объектов сметной стоимостью свыше 1 млрд руб., а с 2021 года - свыше 0,5 млрд руб., говорится в письме. Представитель Дмитрия Козака сообщил "Ъ", что письмо еще не поступило в аппарат правительства.

Василий Киселев также возглавляет федеральный Совет потребителей по вопросам деятельности субъектов электроэнергетики. Совет потребителей в соответствии с законодательством согласовывает инвестиционные программы организаций электросетевого комплекса. Снижение порога стоимости инвестпроекта для проведения ТЦА позволило бы Совету потребителей опираться на конкретные результаты ТЦА при согласовании инвестиционных программ.

ТЦА проводится с 2013 года, его уже прошли проекты реконструкции и модернизации БАМа, строительства Уссурийской ТЭЦ, Ленинградской ГАЭС, Якутской ГРЭС-2, нефтепровода Новороссийск-Тихорецк и т. д. "При достаточно высоком объеме ТЦА-проектов Федеральной сетевой компании (около 10% от общего числа) примеры проведения ТЦА-проектов распределительного электросетевого комплекса единичны", - подчеркивает в письме Василий Киселев. Он приводит в пример строительство типовой подстанции стоимостью 0,6–0,8 млрд. руб.

Министерство энергетики России, по данным издания "Коммерсантъ", считает снижение порога для ТЦА нецелесообразным. Механизм ТЦА предназначен для контроля над уникальными, нетиповыми и дорогостоящими объектами. Типовые инвестпроекты имеют аналоги, а также проходят два этапа проверки - стоимость объекта рассчитывается на основе укрупненных нормативов цены (УНЦ; средняя цена строительства типового объекта), затем проект утверждается Главгосэкспертизой. В ФАС и Минэкономики России не ответили на запрос издания "Коммерсантъ".

В "Сообществе потребителей энергии" считают действующие механизмы недостаточными, поскольку Главгосэкспертиза и УНЦ рассматривают только грамотность технических решений и сметные параметры, в то время как ТЦА оценивает целесообразность проекта, оптимальность технических решений и возможные альтернативы. УНЦ задают слишком широкий ценовой диапазон, а ТЦА исходит из реальных рыночных расценок и минимизации стоимости проекта, подчеркивает представитель ассоциации.

Снижение стоимостного порога для проведения ТЦА необходимо, соглашаются аудиторы. В "Россетях" из 15 дочерних структур только у ФСК и МОЭСК есть инвестпроекты дороже 1,5 млрд, у остальных компаний такие объекты появляются редко. Проведение ТЦА незначительно увеличит стоимость объекта, так как "нынешняя плата за проведение ТЦА необоснованно мала" и составляет 0,38–0,58% от стоимости проектно-изыскательских работ, говорит исполнительный директор НО ТЦА Елена Миловидова. При этом "эффект от проведения ТЦА во всех ДЗО будет значительно выше и в большинстве случаев приведет к снижению стоимости проектов", уверена она.

https://www.kommersant.ru/doc/4170698

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования