Тимур Халиков: «Буквальная трактовка законодательства приведет к правовым коллизиям при установлении тарифов на тепло»

23 марта 2018 г., пятница

В Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Использование механизма сохранения экономии расходов при модернизации в теплоснабжении».

Мероприятие было посвящено обсуждению возможностей использования тарифных и нетарифных источников финансирования мероприятий по модернизации в тепловой генерации и тепловых сетях. В мероприятии приняли участие представители Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы России, Министерства энергетики РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, НП «Совет рынка», НП «Сообщество потребителей энергии», НП «Совет производителей энергии», АНО «Институт проблем естественных монополий», организаций и предприятий субъектов РФ, АО «Татэнерго», ПАО «Т Плюс», ПАО «Квадра», ПАО «МОЭК», ПАО «Интер РАО», ООО «Эн+» и другие.

С докладом о региональным опыте внедрения механизма сохранения экономии расходов в теплоснабжении и с предложениями о совершенствовании положений Постановления Правительства РФ от 22.10.2012г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» выступил заместитель Председателя – ответственный секретарь Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности естественных монополий при Президенте Республики Татарстан Тимур Халиков. В частности он отметил, что постановление Правительства №1075 предписывает учитывать при установлении тарифов экономически обоснованные расходы теплоснабжающей организации, которые ранее не были учтены органом регулирования при установлении тарифа. Исполнение данных требований приводит к ситуации, когда любая экономия затрат, в том числе и от снижения цен по независящим от регулируемой организации причинам, сохраняется и добавляется к тарифам в течение 5 лет, а дополнительные ранее неучтенные обоснованные расходы также добавляются в тариф. Таким образом, теплоснабжающим организациям предоставляются односторонние преимущества, компенсируются дополнительные расходы от повышения цен и не изымаются не понесенные расходы.

Также Тимур Халиков привел примеры, когда согласно постановлению Правительства №1075 в тарифах учитывается экономия расходов, достигнутая теплоснабжающей организацией в каждом году долгосрочного периода регулирования в течение 5 лет. Дополнительный учет величины экономии в течение 5 лет приведет к экономически необоснованному увеличению расходов в тарифе теплоснабжающей организации и к нарушению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Тимур Халиков озвучил подготовленные Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам совместно с Межотраслевым советом потребителей при Президенте Республики Татарстан предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты Правительства РФ определяющие условия ценообразования на тепловую энергию.

Директор по экономике и тепловым узлам ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов обозначил ряд причин, по которым компания не ожидает массового перехода организаций теплоснабжения на этот механизм. Например, по его словам, привлекательность механизма снижает ограничение его действия на период окупаемости плюс два года. По его мнению, текущие тарифы на тепло не позволяют теплоснабжающим организациям выйти не приемлемые для них уровни доходности и тем более привлечь проектное финансирование.

Однако такая позиция представителя «Т Плюс» вызвала широкое обсуждение участников круглого стола. В ситуации, когда теплоснабжающие организации через тариф гарантированно возмещают полный размер амортизации своего оборудования и имущества, их позиция об отсутствии средств на мероприятия по повышению экономической и энергетической эффективности весьма спорна.

«Необходимо сформировать институт отраслевого регулирования, чтобы участники рынка понимали: есть единый орган, который принимает решения и отвечает за них», - уверена заместитель генерального директора по экономике ПАО «Квадра» Светлана Никонова. По ее мнению, важно также синхронизировать жилищное и отраслевое законодательство, в том числе в части энергосервисных контрактов.

Особое внимание тарифному регулированию и установлению тарифов на тепло уделила в своем выступлении советник председателя Правления ПАО «Интер РАО» Марина Файрушина. По ее мнению, действующая практика установления Правительством России и руководителями субъектов РФ предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги серьезно ограничивает инвестиционную политику теплоснабжающих организаций. Она подчеркнула, что участие Советов потребителей, созданных согласно федеральной Концепции по развитию системы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, в регулировании деятельности теплоснабжающих организаций еще больше усложнит процедуру тарифного регулирования. По ее мнению, рост тарифов на тепло не должен сдерживаться, как это происходит сейчас, но должны быть обязательно введены субсидии, но строго адресно, а сегодня субсидируются и вполне платежеспособные субъекты. По ее мнению, сдерживание цен на тепло выгодно богатым слоям потребителей.

В ходе мероприятия эксперты подробно обсудили ограничения в применении механизма сохранения экономии в тарифах на тепло, связанные в том числе с сокращением региональными тарифными службами необходимой валовой выручки регулируемых организаций, и предложили варианты изменений в нормативные акты, направленные на повышение результативности механизма. При этом участники круглого стола особо отметили, что в последнее время в отрасли теплоснабжения предприняты шаги, которые позволяют приблизиться к самоокупаемости и эффективности, но пока они точечные и требуют дальнейшего развития.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International