По данным издания "Коммерсантъ", ассоциация "Сообщество потребителей энергии" (объединяет крупные промышленные предприятия) 21 ноября направило письмо заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку с предложением постепенно расширить число объектов, в отношении которых должен проводиться публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА). Сейчас независимые аудиторы проверяют только проекты госкомпаний дороже 1,5 млрд руб. Глава ассоциации Василий Киселев предлагает постепенно снизить стоимостный порог для проведения ТЦА в три раза: с 2020 года начать проверки объектов сметной стоимостью свыше 1 млрд руб., а с 2021 года - свыше 0,5 млрд руб., говорится в письме. Представитель Дмитрия Козака сообщил "Ъ", что письмо еще не поступило в аппарат правительства.
Василий Киселев также возглавляет федеральный Совет потребителей по вопросам деятельности субъектов электроэнергетики. Совет потребителей в соответствии с законодательством согласовывает инвестиционные программы организаций электросетевого комплекса. Снижение порога стоимости инвестпроекта для проведения ТЦА позволило бы Совету потребителей опираться на конкретные результаты ТЦА при согласовании инвестиционных программ.
ТЦА проводится с 2013 года, его уже прошли проекты реконструкции и модернизации БАМа, строительства Уссурийской ТЭЦ, Ленинградской ГАЭС, Якутской ГРЭС-2, нефтепровода Новороссийск-Тихорецк и т. д. "При достаточно высоком объеме ТЦА-проектов Федеральной сетевой компании (около 10% от общего числа) примеры проведения ТЦА-проектов распределительного электросетевого комплекса единичны", - подчеркивает в письме Василий Киселев. Он приводит в пример строительство типовой подстанции стоимостью 0,6–0,8 млрд. руб.
Министерство энергетики России, по данным издания "Коммерсантъ", считает снижение порога для ТЦА нецелесообразным. Механизм ТЦА предназначен для контроля над уникальными, нетиповыми и дорогостоящими объектами. Типовые инвестпроекты имеют аналоги, а также проходят два этапа проверки - стоимость объекта рассчитывается на основе укрупненных нормативов цены (УНЦ; средняя цена строительства типового объекта), затем проект утверждается Главгосэкспертизой. В ФАС и Минэкономики России не ответили на запрос издания "Коммерсантъ".
В "Сообществе потребителей энергии" считают действующие механизмы недостаточными, поскольку Главгосэкспертиза и УНЦ рассматривают только грамотность технических решений и сметные параметры, в то время как ТЦА оценивает целесообразность проекта, оптимальность технических решений и возможные альтернативы. УНЦ задают слишком широкий ценовой диапазон, а ТЦА исходит из реальных рыночных расценок и минимизации стоимости проекта, подчеркивает представитель ассоциации.
Снижение стоимостного порога для проведения ТЦА необходимо, соглашаются аудиторы. В "Россетях" из 15 дочерних структур только у ФСК и МОЭСК есть инвестпроекты дороже 1,5 млрд, у остальных компаний такие объекты появляются редко. Проведение ТЦА незначительно увеличит стоимость объекта, так как "нынешняя плата за проведение ТЦА необоснованно мала" и составляет 0,38–0,58% от стоимости проектно-изыскательских работ, говорит исполнительный директор НО ТЦА Елена Миловидова. При этом "эффект от проведения ТЦА во всех ДЗО будет значительно выше и в большинстве случаев приведет к снижению стоимости проектов", уверена она.
https://www.kommersant.ru/doc/4170698